Состав: Сергей Кусков, Александр Элмар, Энвиль Касимов, Сергей Орлов, Михаил Рошняк, Валерий Безрядин
Эстетика группы «ТАНАТОС», во многом по своему, развивает уже более двух десятилетий прослеживаемую в общеевропейском арт-процессе направленность, имея в виду не одну из линий или сквозных тем новейшего искусства, а конкретнее тенденции «археологизирующего» авангарда. Инсталляции, объекты и скульптуры, акции и перформансы, так или иначе отмеченные специфичной архео-средой, обнаруживающие тактику сохранения следов, явно или опосредованно ре-актуализирующие миф, архетип, мир архаики, жизнечувствование магии и ритуала. То есть те интенции новейшей эстетики, где происходит своего рода «сакрализация» максимально удаленного во времени археологического пракультурного слоя, что, однако, осуществляется с помощью современного арт-инструментария. Контакт с Архаикой и Праисторией ищется окольным, опосредованным путем — путем случайных попаданий, вещих догадок, полускрытых намеков и интуитивных откликов, где очередная метка — сигнал подключения к Традиции, к Духу; «АРХЕ...» всплывает как бы невзначай, но зримо и несмываемо... Присутствие прошлого считывается в криптограммах следов на маргинальных, скользящих, окольных тропах блуждающей интуиции, в темных подвалах и чердаках Бессознательного, а также на вершинах отрешенного созерцания (ничейных точках арт-территории), неуязвимость которых способствует панорамической обозримости совокупного, достаточно руинированного культурландшафта, где «круги руин», инспирируют Вещие Сны искусства. Приобщение к археологичному —это ступень инициации! Художники группы «ТАНАТОС» испытывают влечение к ауре праистории. Они ищут контакта с «племенем» надличных сил Мифо-Космоса, их возвращенное время — это время Начал и Истоков; сакральное мифическое Протовремя, о котором писал Мирча Элиаде. Это основополагающие векторы групповой идеологии — пути через лес забвения, тропами дровосека ведущими к «подземным ручьям» (Хайдеггер).
Сергей Кусков
Дата: Декабрь 1991
Авторы: Группа “ТАНАТОС”
Название: Танатос
Место: Галерея “Экспо-88”,
Москва
Описание: Акцией “Танатос” заявила о себе впервые московская группа “ТАНАТОС”.
Основой проекта “Танатос”, его зерном были так называемые “камлания Кускова”, некая умозрительная составляющая великого московского оракула-искусствоведа, шамана-культуролога 90-х. Участники: ТАНАТОС — Сергей
Кусков, Александр Элмар, Энвиль Касимов, Сергей Орлов, Михаил Рошняк, Валерий Безрядин Фотограф: Михаил Рошняк
Тематика проекта условно определяется как «мифология Танатоса». Его темная Тень угадывается и за яркой броскостью живописных пространств, и в нефиксируемом действе перформансов-ритуалов, и в странных конструкциях инвайроментов... Вечные архетипы требуют своего нового символического воплощения, где личное вдохновение познающего и творящего решает всё. В рассматриваемой здесь художественной танатологии нет смысла искать конкретно-узнаваемую личину смерти. Вряд ли можно считать прямым олицетворением Танатоса даже возникающий тут вновь и вновь мотив мумии — загадочной фигуры, герметично запеленатой и герметически эзотеричной, белизна которой говорит темными намеками, повелевая вслед за алхимиками прояснять Тёмное еще более Тёмным... Сергей Кусков
Дата: Февраль1992
Авторы: Группа "ТАНАТОС"
Название: Танатос 2
Место: Галерея "Садовники",
Москва
Описание: Возникающая, как загробный страж, мумия не столько являет, сколько скрывает собой тайну Танатоса, являясь не самим божеством, но фигурантом в роли "посланца богов". Посланец "запределья" должен быть внешне обезличен пеленой-завесой, что наподобие савана облекая утаивает конкретику бренной плоти, или рисует ее словно свод стылых, угасших небес... Словно замаскированный Дух Смерти в своем защитном комбинезоне, мумия вновь и вновь возникает; то в картине - на разрезе горизонта, то в инсталляции — на границе двух миров, то в реальном времени перформанса — сближаясь с непротяженным Пространством Смерти. Это обесплоченное своим облачением "телесно-бестелесное" тело в белом напоминает о стадии NIGREDO, фигурируя в эпицентре изображаемых, или бессознательно-припоминаемых действ-прообразов, или ритуалов неведомого культа. Сергей Кусков Участники: ТАНАТОС — Сергей Кусков, Александр Элмар, Энвиль Касимов, Сергей Орлов, Михаил Рошняк, Валерий Безрядин Фотограф: Михаил Рошняк
Дата: Апрель 1992
Авторы-участники: Группа
"ТАНАТОС" — Сергей Кусков, Александр Элмар, Энвиль Касимов, Сергей Орлов, Михаил Рошняк, Валерий Безрядин
Эстетика группы «ТАНАТОС», во многом по своему, развивает уже
более двух десятилетий прослеживаемую в общеевропейском арт-процессе направленность, имея в виду не одну из линий или сквозных тем
новейшего искусства, а конкретнее тенденции «археологизирующего»
авангарда. Инсталляции, объекты и скульптуры, акции и перформансы,
так или иначе отмеченные специфичной архео-средой, обнаруживающие тактику сохранения следов, явно или опосредованно ре-актуализирующие миф, архетип, мир архаики, жизнечувствование магии и ритуала. То есть те интенции новейшей эстетики, где происходит своего рода «сакрализация» максимально
удаленного во времени археологического пракультурного слоя, что, однако, осуществляется с помощью современного арт-инструментария. Контакт с Архаикой и Праисторией ищется окольным, опосредованным
путем — путем случайных попаданий, вещих догадок, полускрытых
намеков и интуитивных откликов, где очередная метка — сигнал
подключения к Традиции, к Духу; «АРХЕ...» всплывает как бы
невзначай, но зримо и несмываемо... Присутствие прошлого считывается
в криптограммах следов на маргинальных, скользящих, окольных тропах блуждающей интуиции, в темных подвалах и чердаках Бессознательного, а также
на вершинах отрешенного созерцания (ничейных точках арт-территории),
неуязвимость которых способствует панорамической обозримости совокупного, достаточно руинированного культурландшафта, где «круги руин», инспирируют Вещие Сны искусства. Приобщение к археологичному —это ступень инициации! Художники группы «ТАНАТОС» испытывают
влечение к ауре праистории. Они ищут контакта с «племенем»
надличных сил Мифо-Космоса, их возвращенное время — это время
Начал и Истоков; сакральное мифическое Протовремя, о котором
писал Мирча Элиаде. Это основополагающие векторы групповой идеологии — пути через лес забвения, тропами дровосека ведущими к «подземным ручьям» (Хайдеггер).
Сергей Кусков
Дата: Май 1992
Авторы: Группа "ТАНАТОС"
Название: Выбранный путь
Место: Поле Малевича,
Немчиновка, Московская область
Описание: На настоящем поле
возделанной земли близ могилы
Малевича был произведен
программный и судьбоносный
перформанс. Там уподобленный
спеленутой МУМИИ (или куколки
фантастического насекомого)
исполнитель действа (М. Рошняк) двигался в направлении горизонта к
своей заведомо недосягаемой цели.
Бесплотное тело ползущей
"куколки" было по-своему
уподоблено белоснежному ветру
СЕВЕРА, надрезающего своим
неуклонным порывом косную
статику земной тверди. И это был
своего рода посев Неведомого,
рассеивание вестей из
Запределья, в распаханном Поле Мастера
ЧЁРНОГО КВАДРАТА. Первого, преодолевшего притяженье Земли и окружающей действительности, высоко воспарившего в СУПРЕМАТИЧЕСКОЕ НЕБО.
Участники: ТАНАТОС — Сергей Кусков, Александр Элмар, Энвиль Касимов, Сергей Орлов, Михаил Рошняк, Валерий Безрядин
Фотограф: Анна Флорковская
...Неожиданным стало выступление удмуртских художников. Устами широко известного в узких кругах искусствоведа Сергея Кускова они заявили о несомненном факте: Казимир Северинович Малевич был удмуртом. Вся его философски-шаманская система Чёрного Квадрата есть с ног до головы удмуртская система. В дополнение к заявлению художники из Удмуртии разложили большие костры, а художник Михаил Рошняк прополз от одного до другого в белой (сначала) простыне вдоль борозды.
Генриетта Шмидт
Независимая газета. 3 июня 1992
Следует говорить своё «ДА!» и жизни, и смерти, и
самой ЗЕМЛЕ, что хранит и хоронит зерно нашего
истока. Обратимся при этом к потаенной и
онтологически-неоспоримой реальности,
непознаваемой, оборачивающейся к нам сквозь темные, непрозрачные стороны. Пусть итог пути страшен, как разверзнувшаяся бездна, пусть скуп на ответы непроницаемо сгустившийся Земной Грунт — сама подоснова всего Сущего...
Сергей Кусков
Дата: Январь 1995
Авторы: Группа "ТАНАТОС"
Название: Танатос
Место: Фестиваль "Мороженое — искусство",
хладокомбинат "Айс-Фили", Москва
Участники: ТАНАТОС (Сергей Кусков, Александр Элмар, Энвиль Касимов, Сергей Орлов, Михаил Рошняк, Валерий Безрядин)
Фотографы: Игорь Стомахин, Андрей Ковалёв
Для ТАНАТОСа особенно магнетичны реликтовые пласты Бессознательного, пограничье с Хаосом, с ночной дионисийской Психеей, где магия искусства через заклинательные жесты учреждает знаковый, значимый Космос. Это хорошо забытое старое обретает вторую жизнь, перевоплощаясь в новизну “своего Иного”.
Сергей Кусков
Дата: 5 декабря 1991 Автор: Дмитрий Гутов Название: Мелочи нашей жизни Место: Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва
Описание: Медный таз, монеты различного достоинства, два стакана, меняла, продающий монеты стаканами. Фотограф: Евгений Марьянов
Дата: 11 октября 1993 Автор: Алексей Исаев Название: Топологический
инвариант Книги
Место: Центр современного
искусства, Москва
Описание: Видеофильм
"Нульмерное пространство, или
Топологический инвариант Книги"
(полное название) создан на
пересечении различных практик.
Пластическим объектом
перформанса стал текст (книга в
виде ленты Мёбиуса диаметром 2
метра, вывешенная в пространстве),
действием —
прочтение этого текста
(исполнителями были "актеры" из
театра "Сайры Бланш",
направление
движенцев и группа
"Артологический сад"). Съемки проводились в помещении ЦСИ на Якиманке профессиональным оператором, сценарий съемки (камера, свет, движение) — авторские.
Дата: 22 февраля 1992
Авторы: Валерий и Наталья
Черкашины
Название: Подземный субботник. Работа с приватизированными объектами
Место: Станция метро "Площадь
Революции", Москва
Описание: Приватизированные
объекты и образы требовали к себе внимания. Поэтому, по хорошей традиции нашего недавнего прошлого, дирекция музея "Метрополитен"
объявила "Субботник", т. е. личный инициативный порыв поработать от души и не за деньги.
Откликнулись почти все обладатели
приватизированных объектов и многие другие деятели культуры. К ним присоединились и с большим энтузиазмом помогали москвичи и гости столицы.
Этот процесс также зафиксирован в фотоматериалах, на сей раз и Российским телевидением. Большинство ухаживало за своей собственностью. Пьяный, который первоначально собирался нас бить, прослушав мой курс-агитацию, рьяно включился в процесс чистки, удивляя всех своим высоким энтузиазмом, а в конце еще экономически поощрил примкнувших неизвестно откуда пареньков.
Эта акция еще больше сдружила наших современников с образами 30-50-х годов СССР.
Перформанс в арт-лаборатории “Доминанта”
Группа “Карамазофф”
Участники; Сергей Кускоа, Игорь Соловьев, Дмитрий Плоткин, Александр Элмар.