Выставка проходила в галерее С-Арт
с 17 февраля по 4 марта 20010 г.
«Художник-метафизик» живет в безграничном музее странностей».
Джорджо де Кирико
Выставка «Русская метафизика» посвящена памяти Сергея Кускова, выдающегося искусствоведа, автора основополагающих, научно-исследовательских трудов о творчестве нонконформистов (А.Зверев, Э.Штейнберг, М.Шварцман..) и произведениях современных отечественных художников.
Он внёс большой вклад в историю отечественного искусства.
Кусков также написал блестящие статьи про некоторых участников выставки «Русская метафизика».
В таких загадочных произведениях Джорджо де Кирико,
основателя «метафизической живописи» или «метафизической школы», как «Красная башня», 1917, сновидческая атмосфера рождается, благодаря иррациональной перспективе, удлиненным теням и галлюцинаторной фокусировке предметов.
Итальянские площади, окруженные портиками и классицистическими постройками, трансформировались в пустые и странно безмолвные сценические установки, словно намекающие на происходящие здесь драмы. Из-за полного отсутствия действия возникает атмосфера ностальгии и тревожных предчувствий.
Сегодня термин «метафизика» используется для обозначения того, что лежит за пределами видимого или того, что выражает тайную суть внешнего мира. Термин состоит из 2 слов: «meta» – означает изменение, трансформацию, потустороннее. И «fisica» - наука, изучающая свойства веществ и энергии.
Следовательно метафизика исследует вещи и явления, лежащие за пределами материи и энергии (одна из многочисленных интерпретаций термина).
Возможно «метафизическая живопись» (Де Кирико, Карра, Де Писис…) - вовсе и не школа в привычном понимании, а скорее новый способ видения.
Пожалуй, самая поразительная черта «метафизической живописи» – мощная суггестивность, с помощью которой представители «метафизической живописи» в своих полотнах создают таинственную реальность за пределами реальности их живописных сюжетов.
Представители «метафизической живописи» использовали искаженную перспективу, неестественное освещение, сотворяли нарочито странные образы, часто образованные из манекенов и статуй.
Главная цель художников-метафизиков - формировать невероятные, немыслимые в реальности контексты для создания магической атмосферы.
Де Кирико в 1925 году в эссе о Густаве Курбе писал:
«Произведение искусства должно рассказывать нечто, выходящее за пределы границ своего объёма, двухмерности».
Де Кирико утверждал, что
«любая вещь имеет 2 аспекта:
первый обычно могут увидеть и понять все люди,
второй, спектральный или метафизический аспект, способны постигнуть лишь редкие индивидуумы
в моменты ясновидения или метафизического абстрагирования»
В кажущихся пустыми городских пространствах ощущается отсутствие жизни и абсолютное безмолвие.
Наверное, бессмысленно искать в произведениях столь непохожих друг на друга 40 художников, участников выставки «Русская метафизика», знаменитых и совсем молодых, - Франсиско Инфанте, Клара Голицына, Александр Панкин, Александр Элмар, Даниил Жиров, Сергей Блезе, Сергей Наумов, Адольф Гольдман, Полина Андрукович, Сергей Бугровский, Дмитрий Плотников, Ольга Чижина, Ольга Буева, Владимир Матвеев, Наталья Уманская…
цитаты из полотен представителей «метафизической живописи» или какие-либо отсылки к ним (хотя порой каким-то непостижимым образом связь с «метафизической школой» угадывается).
Тем не менее, пожалуй, каждому из них окажется близким следующее высказывание де Кирико:
«Никому не следует забывать, что картина всегда должна быть отражением глубокого чувства, что глубокое означает странное – синоним малоизвестного или абсолютно неизвестного».
Или другое такое его высказывание: «Чтобы получить истинное бессмертие, произведение искусства должно преодолеть любые человеческие ограничения, логику и здравый смысл».
Художники-участники выставки скорее ориентируются в своем творчестве на себя, свой внутренний мир, нежели на внешнего потребителя их произведений или точное отображение реальности. Их объединяет принадлежность к «метафизической культуре», стремление создавать образы-значения, образы-представления, вера в абсолютные ценности искусства. А порой и стремление наполнить работы неким иррациональным высшим смыслом, а также особое «проживание» изнутри культурных и философских установок.
Другой представитель липецкой школы, Бугровский любит шероховатую грубоватую фактуру. В его картинах прослеживается ненавязчивое и тонко препарированное влияние «метафизической живописи». Порой сложно уловить смысл изображений в его полотнах: неуловимых, двойственных, ускользающих («Самая красивая девушка»). В них всегда ощущается внутренняя напряженность, нечто таинственное, благодаря дерзкой манере цветовых сочетаний, свечения красок, деформации.
Владимир Лещенко более 20 лет исследует мистическую проблематику безмолвия в цикле «Снежные горы». Нечто драматическое, печальное и связь с бесконечностью прочитывается в его лаконичных, минималистских «горных» композициях. И в работах Лещенко, как и в произведениях других участников выставки, хорошо прочитывается эта подмеченная Де Кирико двойственность, два аспекта, присущие каждой вещи.
Психоделический знаковый «Портрет Сергея Кускова» Элмара, жесткий, почти монохромный, наполнен какой-то иррациональной, пугающей энергией, непонятными «зияниями». Художник нашел свои приёмы, обыграл символику чисел, жестов, чтобы не столько шокировать зрителя, а заставить его взглянуть на мир, отказавшись от рациональных установок, стереотипов. Что-то древнее, архаическое скрывается в этом потрясающем портрете и в то же время он очень современный.
Блезе сотворяет иллюзорные внутренние пространства городов с красивой фактурной поверхностью. Почему в метафизических пространствах фантастических городов художника на фоне странных классических архитектурных строений – итальянских, испанских, российских - среди персонажей в старинных одеяниях - непременно появляется носорог, упакованный в плотную броню? В нем есть нечто зловещее и комичное, выглядит он как-то неуместно в этих пространствах, но усиливает метафизическое звучание картины («Носорог в городе»).
Вот такая «русская метафизика».
Столько ассоциаций рождают серебристые, золотистые, мерцающие, лирические, солнечные, ностальгические и утонченные, призрачные композиции Жирова, преображающие повседневность. Как на картине «Мираж», на которой проступают полупрозрачные очертания окон, предметов, архитектурных элементов.
Сон ли это? Мираж? Мечта? Столько разных ассоциаций возникает!
Наталья Уманская в картине «Гудрон» воссоздает мир по своему воображению, лишенный смысла, суггестивный, каким и описывал его де Кирико.
Одни участники выставки разделяют идеи итальянских художников-метафизиков о восприятии окружающего мира как сна, фантазии, иллюзии.
Другим оказываются близки идеи представителей «метафизической живописи» о том, что каждый осознает окружающий мир, согласно своим законам, что это иллюзия, что настоящей реальностью является реальность сознания (Плотников, Уманская).
«Художник-метафизик» живет в безграничном музее странностей» - писал де Кирико.
Так приятно затеряться в этом «музее» или «театре» и открывать для себя новые ценности, пытаться расшифровывать значения в представленных на выставке произведениях, улавливать в них тайный смысл.
Виктория Хан-Магомедова
искусствовед, член МОСХа, секция критики