В галерее С-Арт с 17 февраля по 4 марта прошла выставка «Русская метафизика», посвященная памяти замечательного искусствоведа, яркого участника московской художественной сцены второй половины 1980-х-1990-х годов, Сергея Кускова. Безусловно, выставка не претендовала на то, чтобы осветить весь, необыкновенно широкий, круг интересов С.Кускова, касающийся современного искусства. Тем не менее, выставка выявила поле одной из наиболее важных для него тем в новейшем российском искусстве.
Кусков был знатоком более ранней волны метафизики в искусстве России ХХ века. Он является автором первых значительных монографий о Эдуарде Штейнберге, Владимире Немухине, Николае Вечтомове. Некоторые из этих художников прямо относятся к московской метафизической школе конца 1950-х-1980-х годов, другие – тесно связаны с этой школы внутренними основаниями своего творчества. Новый всплеск метафизики в отечественном искусстве пришелся на 1980-е-1990 годы и связан уже с другим поколением художников. Некоторые из них были представлены на выставке в галерее. В первую очередь, это Александр Элмар (неслучайно именно он стал инициатором и куратором этой выставки), Владимир Матвеев, Александр Панкин, Сергей Наумов, Аладдин Гарунов, Владимир Лещенко.
Несмотря на большое количество участников, а их оказалось 30, и неизбежно связанную с этим обстоятельством пестроту экспозиции, выставка, на мой взгляд, обозначила важную точку на карте современного русского искусства. Привычно расположенное между двумя «полюсами», которые вернее можно было бы назвать безбрежными морями: «актуальным» искусством и мутировавшим «реализмом» позднемосховского извода, русское искусство именно в метафизической своей версии, как мне кажется, обретает крайне важную точку опоры и потенциального творческого напряжения. Нужно сказать, что самого Кускова интересовала не только русская, но и, к примеру, немецкая метафизика в живописи последней трети ХХ века, нео-экспрессионизм, Ансельм Кифер. Так что же можно понимать под метафизикой в искусстве? Мета-физика (согласно Аристотелю) - то, что находится над «физикой», над той частью мира, которая подчинена физическим законам материи. Это область сверх-реальности, область духа. Проникающего, однако, в реальность и действующего в ней. Иначе и искусство, и визуальность, собственно, были бы невозможны. Искусство метафизическое – искусство содержательное, обращенное к «корневым» вопросам. Таких вопросов может быть много: национальная идентичность, излюбленные Кусковым темы духовного «почвенничества» и «странничества», религиозное измерение, мистика, философия, оккультизм, древние архаические практики – духовные и художественные. Нужно ли говорить, насколько укоренено в русской культуре искусство, живущее такими интенциями ? Особенно в ХХ веке. И нужно ли говорить, что сегодня подавляющее большинство произведений искусства, создаваемых в России – «пустые», причем не в плодоносном значении дзеновской «пустоты». В удручающей, независимо от его формальной принадлежности, теперешней пустоте искусства, появление подобной точки «метафизики» - выставки - кажется очень важным. И пусть выставка получилась не совсем ровной, само ее проведение, показало: продолжается искусство (по крайней мере визуальной «точкой», символическим обозначением в ландшафте современного «художественного процесса» ), питающееся энергией метафизических проблем, так органичных для России. Неслучайно на выставке было много беспредметных работ, восходящих к традициям К.Малевича. Работ, связанных с кругом нео-экспрессионизма. Доминировала живопись, пластический язык которой в последние 25 лет переживает один из своих глубочайших кризисов. Но был и документированный перформанс (Ф.Инфанте, В.Вятич). «Разброд и шатание», определяющие сегодня искусство, нарастающее чувство его экзистенциальной «беспредметности», наверное, являются имманентным времени фактом. «Каковы мы, таково и наше искусство». Но, повторюсь, появление выставки, собравшей художников, работающих в направлении углубления внутренней содержательности искусства, весьма симптоматично. Эти художники оказываются, конечно, на некоей «отмели» художественного мейнстрима. Но, как свидетельствует история, именно в подобных маргиналиях зарождается новый мейнстрим. Возможно, его отличительными чертами станет «вопрошание» мира и человека, поиски новых смыслов Как никогда необходимый сейчас русскому искусству – его художникам и зрителям.
искусствовед Анна Флорковская