Сергей Бугровский о Сергее Кускове

Явление и пребывание Сергея Кускова в мире искусства (как и моё личное знакомство с ним) стали для меня событиями судьбоносными, скорректировавшими и определившими до конца моё художественное видение, мои основные приоритеты.
    Сергей обладал удивительным свойством, придя на выставку незнакомого ему художника, мгновенно понять и оценить содержимое, как автора, так и картин и без лишних расшаркиваний, точно изложить суть дела в своей речи-экспромте.
    Его привёл на мою персоналку Саша Элмар и Серёжа сразу спросил разрешения сказать, он сказал слова, которые меня привели в изумление, он словно проник в моё мышление, он был похож на мага…
    Я до сих пор кусаю локти, что не было ни камеры ни диктофона… такое повторить невозможно! Потом Сергей написал обо мне замечательный текст который я храню как платиновый слиток и сегодня. Его смерть была страшным потрясением, честно, я этого не ожидал. Но всё встаёт на свои места, когда начинаешь внимательно вдумываться в сегодняшнюю ситуацию, да собственно, и в тогдашнюю – самое начало 2000-х.
    Когда человек становится ненужным, он уходит. Именно это случилось с Сергеем Кусковым, при всём его глобальном таланте, абсолютной, энциклопедической образованности, посвящённости. В Москве царил концептуализм: люди перетягивали в лесу километровые верёвки, орали у себя на квартирах кикиморами, делали ящики-атракционы, типа «вдох–выдох» и категорически отрицали право на существование картин и живописи в искусстве! В разговорах с Сергеем я уловил, что и ему делали предложение на «перевербовку», но, видимо сделка не состоялась!
   Кредо Сергея всегда оставалось и остаётся на стороне великого искусства ЖИВОПИСИ, а любимым художником всегда был Ансельм Кифер.
    Посему искусство живописи не умирает, и не умерло. Полагаю, оно должно обогатиться и подняться с того неприглядного положения в которое его стараются поставить, обогатиться страстным человеческим фактором, новейшими технологиями, многомерностью, в том числе саундтреками и смеллтреками, вобрать и обогатить себя перформансами (умными, политическими, философскими, эротическими). Ему потребуется зарождение новой живописной пластики… И тогда она снова станет царицей искусств, как и полагал да Винчи.
    Хотелось бы взглянуть на проблематику с ещё одной стороны. Высказывание типа «живопись умерла» очень мне напоминает «у нас секса нет» - ну то есть живописное переживание есть а живописи нет – либидо есть, а секса нет… это уже словно из Булгакова – «Чего не хватишься, ничего у вас нет». Не спорю, есть люди, у которых нет либидо, есть люди, которым не знакомо живописное переживание. Но живопись то никуда не делась.
    
   Я, к своему огорчению, очень поздно узнал о существовании и истории группы «Танатос», которая, своими выставками и акциями вполне выразила метафизические позиции в искусстве Сергея (смотрите Андрей Ковалёв «Российский акционизм»). Директор галереи ЭКСПО-88 Елена Яковлева рассказывала, как на территории её галереи «пеленали» обнажённого Кускова, многие вечера я слушал рассказы Саши Элмара о других удивительных и страшноватых выставках и акциях группы, об их смысловых акцентах и наследии. Кстати, тот же Андрей Ковалёв еще в 1991 г. в речи “О прекрасной будущности искусства” предрек вектор движения, в котором концептуализм отойдет на периферию, а его место “займут художественные силы неизмеримо более мощные, магические, чувственные”.
    Но это всё в прошлом, сегодня в Москве концептуализм видимо медленно и со скрипом сдаёт свои позиции, но почему-то, является «государственной политикой». В Третьяковке в разделах после 90-х нет живописных произведений, только пушки Монастырского, таблицы Кабакова, другие занятные вещи и аксессуары, … Не думаю, что концептуализм плох. Все перечисленный мной прецеденты вполне закономерны, просто был нарушен закон равноправия и равных возможностей для представителей самых разных других языковых кодов и направлений.
    Искусство – это вполне самостоятельный и независимый организм, он требует от посвящённых соблюдения его непреложных законов эволюции. Если чьей-то волей этот организм подвергается насилию и деформации, то случается сбой, слом в искусстве страны, сообщества. Сильные и достойные московские школы реализма, абстрактного искусства, метафизической живописи, гиперреализма, экспрессионизма и др. (при всей сегодняшней несостоятельности этой старой терминологии) никто не отменял и никто не имеет права умалять. Полагаю, что в будущем будут вырабатываться и рождаться совсем иные термины, коды и вИдения описывающие феномены искусства, но они будут в равной мере наследовать всем без исключения прекрасным и героическим измам нашего прошлого.
    Что касается Кускова, то его место на настоящем «Олимпе» ХХ и ХХI веков оказалось слишком высоко, чтобы кто-либо мог усомнится. Сергей Кусков-соратник Мамлеева и Головина и сейчас знает и понимает больше нас и лучше нас!

художник Сергей Бугровский
2011год